БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ХОР
НОВОСТИИСТОРИИУЧАСТНИКИФОТОГРАФИИВИДЕОАРХИВАУДИОАРХИВОБЩЕНИЕ

 

КОНЦЕРТЫ

Жизнь артиста на сцене не легка, она постоянно кривая то вверх, то вниз, а то и в бок. Это тяжкий труд: гастроли, переезды, перелеты, гостиницы. Постоянные репетиции, грим. Театральные костюмы то узкие, то широкие, изображаешь то молодую, то пожилую. Постоянные проблемы с горлом: болезнь связок, простуда. А чего стоит одна конкуренция? Это же сплошные нервы. Концерты, особенно сольные, отнимают у певца остаток сил. Иногда хочется все бросить, но...
Но признание таланта твоей публикой лишает этой возможности. У Риты появились свои поклонники. Один из них как-то признался ей:
— Риточка, я хожу на спектакль, чтобы насладиться Вашим чудным пением. Ваш голос просто завораживает.
За годы своей творческой деятельности Рита приняла участие в концертах классической и эстрадной музыки бесчисленное множество раз, но отдельные мгновения этой чистой музыки, буквально растворились в ней и живут в воспоминаниях...
Судьба подарила Рите незабываемый момент знакомства с известным дирижером Рудольфом Баршаем. Это случилось весной 1991 года. Рите позвонил Виктор Сергеевич Попов и предложил ей исполнить со своим хором из академии им. Свешникова сольную партию для альта в мессе си-минор И. С. Баха. Концерты проходили на потрясающих театральных подмостках Италии в таких городах, как Флоренция, Венеция, Парма в сопровождении оркестра им. А. Тоскани под управлением Рудольфа Баршая. Это была великолепная школа общения с таким выдающимся музыкантом. Концерты прошли настолько успешно, что буквально через год Р. Баршай пригласил Риту с теми же исполнителями для участия в «Торжественной мессе» Л. В. Бетховена.
В 1994 году Рите позвонили из Госконцерта и попросили срочно привезти аудиокассету с записью ее выступлений. Впоследствии выяснилось, что эти записи нужны были для конкурса, который проводил гениальный пианист, Лауреат конкурса им. П. Чайковского Владимир Ашкенази, уже давно живущий и работающий за рубежом. Он, будучи дирижером знаменитого оркестра Берлинской филармонии (которым в прошлом руководил Г. Караян), решил исполнить «Свадебку» Стравинского. Отборочный конкурс исполнителей на это сложное произведение проходил по всему миру. Оно было написано для четырех роялей, группы ударных инструментов и четырех солистов.
Рита отнесла все необходимые материалы в Госконцерт, особенно не рассчитывая на успех. И каково же было ее удивление, что великий маэстро выбрал на исполнение партии меццо-сопрано именно ее. Счастью не было предела. При первом знакомстве на репетиции Ашкенази просто протянул руку и представился:
— Вова!
Риту покорила его простота в общении с тобой, как будто с ближайшим родственником. Маэстро всегда знал, чего он хочет от музыкантов и мягко, корректно поправлял исполнителей на репетициях, вроде бы, между прочим, советуясь с ними. И сложная музыка получилась в результате — супер! Это гениальное произведение прозвучало на Фестивале французского радио в курортном городе Монтпелье и затем в следующем году, после ошеломляющего успеха в Берлинской филармонии. Там же был записан и выпущен компакт-диск «Свадебки» известной фирмой «Декка».
На сольный концерт, который проходил в Рахманиновском зале Московской консерватории в феврале 2000 года, пришло много старых и новых поклонников таланта Маргариты. В программе концерта прозвучали арии из опер Г. Генделя, К. Глюка и, конечно же, Рита исполнила самые любимые «Хабанеру» и «Сегидилью» из оперы Ж. Бизе «Кармен». Также она спела романсы А. Даргомыжского, С. Рахманинова, М. Глинки.
Первое отделение концерта Рита пела в сопровождении Обнинского муниципального камерного оркестра. Дирижировал Заслуженный деятель искусств Б. А. Красильников, давнишний поклонник ее таланта. «Аве, Мария» Дж. Каччини Маргарита исполнила с девятилетним музыкантом Степой Федосеевым, стипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена», который играл на блокфлейте.
Второе отделение аккомпанировала на рояле концертмейстер Большого театра Алла Осипенко. Ведущей этого прекрасного вокального вечера была Оксана Шелест, а организовал его — продюсер Владимир Габышев. Зал постоянно рукоплескал исполнительскому мастерству артистов и таланту Маргариты.
Она запела романс С. Рахманинова «О, не грусти...» тихим, обращенным к возлюбленному, голосом. И в зале все почувствовали, поверили, что будто она обращается к ним:
«О, не грусти по мне...
Я там, где нет страданий.
Забудь былых скорбей
Мучительные дни...
В зале замерли, а голос стал набирать силу. Внутри каждого пробежал холодок. И, не в силах скрыть страсть к любимому, умирающая любовь со всею силой, низко, но, пронзая тебя стрелою голоса, подхватила нижний регистр:
«Живи! Ты должен жить!..
И если силой чуда
Ты здесь найдешь
Отраду и покой...
Так знай, что это я
Откликнулась оттуда
На зов души твоей больной».
После некоторой нависшей паузы, зал словно переводит дыхание вместе с певицей и приходит в экстаз. Взрывается аплодисментами, бурей оваций. Раздаются крики «Бра-во!».
В конце второго отделения Рита пела по просьбе зрителей народные песни без аккомпанемента. Ей дарили цветы, улыбки, романтичные смешные игрушки (Рита обожает меховые игрушки, которых у нее в доме большое количество). Подруги насчитали около пятидесяти букетов роз, гвоздик, хризантем. После концерта в банкетном зале консерватории было сказано много теплых слов. Все восхищались ее чудным голосом, как говорили «пела душой». Среди выступающих оказалась милая женщина Нина Николаевна Базарова — Начальник Управления культуры Юго-Западного округа:
— Когда меня приглашают на концерт классической музыки, в последнее время обычно я или отказываюсь, или ухожу в перерыве в основном из-за слабого исполнительского мастерства. Сюда меня настойчиво приглашал Владимир Габышев. Я, также думала, посижу и уйду. Но, прослушав весь концерт, получила истинное наслаждение от голоса Маргариты. С этого момента, Марго, если позволите, я Вас так буду называть, мой дом — Ваш дом.
Успех имел место благодаря природному таланту, умноженному на целеустремленную работу. Не зря Рита пять лет изо дня в день занималась с Ниной Львовной постановкой голоса, поиском красивого звучания каждой ноты. И в результате получилось «Бельканто» — прекрасное пение. Ее голос шел от сердца и доходил вновь до сердца каждого слушателя, задевая чувственные струны утешения души.
Весной 1999 года на творческом вечере композитора Александры Николаевны Пахмутовой и поэта Николая Николаевича Добронравова Рита исполняла две песни — «Нежность» и дуэтом вместе с певцом Юлианом — «Старый клен». Ей нравилось творчество Александры Николаевны. Рита знала почти весь репертуар композитора и мечтала записать с ней альбом. Впервые Рита познакомилась с ней еще в Большом детском хоре, когда исполняла на радио песню «Смоленская дорога». Рита с восторгом смотрела на Пахмутову от того, что вот так, запросто, она беседует с великим композитором. И в течение всей жизни она бережно хранила теплое отношение к этой маленькой чудной женщине, человеку огромного таланта. Как сказал на концерте детский врач-травматолог, профессор Леонид Рошаль, что, когда вокруг тебя происходит много негативного, коррупция, грязь, то эта музыка очищает душу.
Ежегодно Министерство культуры совместно с Русской православной церковью проводят в одном из областных городов России в мае Дни славянской письменности и культуры, где продюсером является Давид Смелянский, а художественным руководителем и главным режиссером Сергей Свенцицкий. На протяжении нескольких лет Рита с удовольствием принимает участие с этим замечательным коллективом и ее организаторами в этой прекрасной музыкально-драматической композиции.
Одним из любимых оркестров, с которым Рите приходится часто выступать на разных площадках Москвы и в других городах России, является Национальный Академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова, которым руководит Народный артист России, профессор Николай Николаевич Калинин. Рита всегда придирчиво относилась к аккомпанементу, но звучание этого прославленного коллектива выше всякой похвалы:
— Оркестр для певицы, — считает она, — как оправа для бриллианта. С плохой оправой и алмаз сиять не будет!
С Мурадом Аннамамедовым впервые Рита встретилась на Днях Славянской письменности в Ярославле, где Мурад — обаятельный, талантливый и красивый во всех отношениях человек, дирижировал концертом, посвященным этому празднику. Была обыкновенная репетиция. На концерте Рита должна была исполнять арию Любаши из оперы «Царская невеста» Римского Корсакова. Обговорили темп, оттенки, нюансы. Спели. На концерт Рита пришла с обычным состоянием того, что все нужно будет держать на контроле и не расслабляться, так как очень часто дирижеры на репетициях делали одно, а на концерте совершенно другое. И каково же было ее удивление, когда Мурад провел арию точь-в-точь так, как было обговорено на репетиции. Потом был банкет, где Мурад в свою очередь проявил нескрываемое восхищение:
— Я поражен красотой Вашего голоса. По-моему он такой же чистый, как и Вы сами в жизни.
Сотрудничество с Ярославским Академическим Губернаторским симфоническим оркестром продолжается и по сей день.
Большую роль в творческой жизни певицы сыграл Борис Алексеевич Красильников. Познакомились они в Смоленске, на конкурсе имени Глинки, который организовал и проводил Музыкальный фонд Ирины Архиповой. Борису Алексеевичу понравилось выступление Риты. Они разговорились, рассказали друг другу о себе и решили сотрудничать в концертных программах. Вместе с Обнинским камерным оркестром, где дирижером является Борис Алексеевич Красильников, а директором — Сычев Александр Геннадьевич они выступали на сценах Парижа, Будапешта, Праги, Москвы и других городов страны. Рита стала фактически штатным сотрудником этого замечательного коллектива.
Сегодня мы живем в мире, постепенно теряющем человеческие чувства. Они замещаются агрессией и неврозами. Загляни в глаза прохожему, и ты увидишь в них отчаяние и опустошенность...
С детства Рита считала, что человек не должен быть послушной марионеткой, зависеть от земного притяжения. Иногда надо летать между небом и землей. Мечтать, фантазировать... Музыка — это самое нежное, что есть на свете, лучший путь к душе человека. Тот, кто понимает музыку, умеет ее слышать, тот понимает смысл жизни.
Несмотря на широкий диапазон голоса, его возможности, Рита предпочитает исполнять классику. Она считает, что именно классическая музыка во все времена апеллирует к тому или иному состоянию души и всегда будет находить у людей отклик. Так как в современной эстраде изобилие примитивной музыки с бессмысленным содержанием. Оглушающая человека попса, звучит из любого «чайника». Одноклеточные проекты производят бабочек-однодневок. И все это делается для получения сиюминутной прибыли, используя молодых исполнителей по полной программе: тридцать концертов в месяц и — прощай голос. Сегодня заказ на суперпроект может выглядеть и так «А я шла, шла, шла, в «Макдональдс» зашла, двойной чизбургер нашла, села, поела и дальше пошла...».
«Как говорил Омар Хайям, — шутит Рита, — Уж лучше голодать, чем, что попало петь. И лучше быть одним, чем вместе с кем попало».
Но как бы хорошо не пели классические певцы, уровень популярности и финансового положения эстрадных исполнителей в нашей стране значительно выше. Конечно, это обидно осознавать первым, но, увы — таков уровень нашей культуры.

[вернуться в содержание] [читать дальше]

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ ЭТОТ САЙТ ЛУЧШЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ

Все представленные на сайте материалы являются плодом труда создателей сайта и/или сотрудничающих с ними лиц.
BDH.RU © «TAKAYA MUSIC»™, 2002–2024.
Адрес для писем: