БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ХОР
НОВОСТИИСТОРИИУЧАСТНИКИФОТОГРАФИИВИДЕОАРХИВАУДИОАРХИВОБЩЕНИЕ

 

ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА
(Tanya Nelson)

Таня Яковлева

Татьяна Яковлева

Я пела в хоре с 1970 по 1979 год. Сначала в подготовительной группе, потом в старшей.
В детстве мечтала стать балериной, но по причине недостаточной покатости плеч не прошла отбор в детское училище при Большом театре. Но я не только любила танцевать, но и всегда пела, к тому же училась в музыкальной школе по классу фортепиано. И, к счастью, моя бабушка увидела объявление о наборе в БДХ и повела меня на прослушивание в школу №637 в Проточном переулке. Простучала я ритм за Виктором Сергеевичем Поповым, спела мелодию, сыгранную Кирой Сергеевной Алемасовой, и Виктор Сергеевич сказал подойти «вон к той тетеньке», оказавшейся Татьяной Владимировной Анофриевой. Жизнь моя была спасена.
В подготовительной группе я так усиленно и выразительно крутила головой при пении, что Татьяна Владимировна поручила мне солировать песню «Кто пасется на лугу?» на намечавшемся концерте. Но я так разволновалась от большой ответственности, что мгновенно сорвала голос, и песня досталась Розе Агишевой. Но и будто гора свалилась с плеч — на тот момент у меня не было достаточной уверенности в себе, которая требуется солисту. Более в солистки я не рвалась.
БДХ был главным делом моего детства, самым важным для меня занятием, счастьем, если хотите. Школьные домашние задания делались в метро по дороге на репетиции, концерты, записи в ГДРЗ и регулярные съемки на телевидении. С Шаболовки мы практически не вылезали, записываясь для передач «Веселые нотки» и «Творчество юных». Такие телепередачи с участием БДХ шли по телевизору регулярно, так что в школе я была «селебрити» со всеми вытекающими — кто любил, а кто и завидовал. По утрам приходишь в школу, а дети и учителя тебя встречают со словами: «Мы тебя по телевизору сегодня утром видели». Распирало от гордости.
«Песня года» в концертной студии Останкино была самой любимой съемкой и давала возможность увидеть рядом всех известных артистов страны. Помню молодых Аллу Пугачеву и Софию Ротару, шелестящими нарядами около тебя, «вечного» Иосифа Кобзона всегда и повсюду, и заключительные концертные номера с нами, где солировал он или Лев Лещенко. И в Колонном зале мы всегда выступали на творческих вечерах известных композиторов. Там мне на всю жизнь запомнилась Клавдия Шульженко — такая «звезда» с нами на одной сцене!
Мне повезло, что мое участие в хоре пришлось на период расцвета БДХ. Детские композиторы-небожители приходили к нам на репетиции. Маленькая гениальная Александра Пахмутова всегда вызывала у нас умиление. Владимир Шаинский — почти всегда в джинсах-клеш и сабо на высоченной подошве — так забавно пел при показе нам новых песен, что давал повод смешкам. Правда, всегда уважительным. Ведь его детские песни мы действительно любили. Там не было компартий, боев и коммунистических призывов… Справедливости ради надо сказать, что комсомольско-пионерский репертуар хоть и был у хора обязательный, но чувства отторжения у детей не вызывал — на текст внимания мы не очень обращали, а музыка почти всегда была хорошая. А у Пахмутовой — потрясающая. Есть две песни у нее, которые я и сейчас без слез не могу слушать — это «Дикая собака динго» и «Звездопад».
Конечно, БДХ в советское время давал даже рядовому участнику хора чувство исключительности. Я горжусь, что вся золотая коллекция детских песен записана БДХ на радио и с моим участием!

Забавные истории? Обожала концерты в Кремлевском дворце съездов к важным датам, когда Брежнев с сотоварищами партийными сидел в ложах. Очень почетно было там выступать. Но основная причина любить эти концерты у меня была меркантильная — нам в хоре давали справку, освобождающую от скучных занятий в школе на целую неделю для участия в репетициях. Еще помню, что когда не удавалось выучить урок и была вероятность того, что вызовут к доске, я иногда имитировала срыв голоса. Приходя в школу, шептала каждому, что вчера сорвала голос во время записи на радио. Учителя оставляли меня в покое на некоторое время, верили всегда. Ведь репутация у меня была безупречная — хорошо учится и на правительственных концертах выступает!
Как курьез запомнились стихи, написанные концертмейстером Кирой Сергеевной Алемасовой, на музыку вроде бы Грига. Стихи-то неплохие, но во фразе «навеял сердцу тихую печаль» в слове «тихую» первый слог надо было пропевать долго и делать паузу перед вторым слогом. Звучало все это по-хулигански. На разборе произведения мы хохотали в голос. Виктор Сергеевич понял, что что-то проморгал и тихо переругивался с концертмейстером. Их взаимоотношения во время репетиций вообще часто напоминали дуэт «Бим и Бом», и нас, детей, это всегда забавляло.
Замечательные были поездки в лагерь «Орленок». Но одна (детская память избирательна) запомнилась еще и курьезным моментом. Легли мы спать в огромном красивом корпусе, а наутро встали все покусанные клопами. Администрация лагеря быстро организовала нам концерты в Сочи на пару дней, чтобы старые кровати успеть заменить новыми, дабы избежать еще и международного скандала, ведь в нашем корпусе размещались и другие детские хоры из соцстран. Дети оттуда тоже утром хмуро почесывались…

Повлияли ли занятия в хоре на мою дальнейшую жизнь? Безусловно. Всю жизнь занимаюсь любимым делом. Выступления на телевидении подсадили меня на телевизионный «наркотик» мира грез, телекамер, софитов, ощущения праздника и избранности. Я поняла, что работать буду только на телевидении. Но кем? Подумала — раз пою, то имею отношение к звуку — логично пойти учиться на звукорежиссера. Со специалиста по звуку начинала свою работу на телевидении на программе «Время», пройдя путь через почти все телевизионные технические специальности, уйдя затем в тележурналистику, позже в режиссуру. Мечту свою осуществила — работала в самых интересных и любимых страной телепрограммах, и информационных и музыкальных.
В 1993 году переехала жить в Англию. За плечами британские магистратура и докторантура. Научную и преподавательскую работу в российских и британских вузах стараюсь совмещать со съемками фильмов и телепрограмм, передвигаясь по миру. Люблю быть в дороге — побывала на всех континентах и более чем в ста странах, участвовала в арктических и антарктических экспедициях. Самая важная моя теленаграда — главная британская телепремия RTS за авторский документальный фильм 2006 года. Иногда и сама сижу в жюри на различных студенческих кинофестивалях. А сейчас в контакте с детским Би-Би-Си разрабатываю для англичан новый детский телеформат.
С детства все началось, к детству опять все возвращается.

Любовь к хоровому пению осталась. В середине 90-х в Англии пела в «Хоре имени Баха». Солировали там профессиональные певцы, а для участников хора — в большинстве своем преподавателей музыки и студентов музколледжей — это было хобби, увлечение для души. Семья моя тоже музыкальная и поющая. Все члены семьи играют на музыкальных инструментах, а дети в начальных классах еще и пели в детском хоре городской филармонии и занимались в студии мюзиклов. В семье бережно хранятся виниловые диски с записями БДХ. Сыновья мои слушали их в раннем возрасте, многие песни знали и пели, хотя родились и выросли в совсем другой культуре и языковой среде. Эти песни, наряду с лучшими советскими детскими фильмами и мультфильмами, все эти годы помогали сохранить в семье русский язык.
Спасибо, БДХ!!!
Актуальность: 2015 год.

Страничка Татьяны в Фейсбуке: tanya.nelson.92

#

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ ЭТОТ САЙТ ЛУЧШЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ

Все представленные на сайте материалы являются плодом труда создателей сайта и/или сотрудничающих с ними лиц.
BDH.RU © «TAKAYA MUSIC»™, 2002–2024.
Адрес для писем: