АННОТАЦИЯ К ПЛАСТИНКЕ:
Имя Юрия Васильевича Силантьева, народного артиста СССР, главного дирижера Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио хорошо известно любителям музыки в нашей стране и за рубежом. Активная исполнительская деятельность, сотни концертов, собирающих многомиллионную слушательскую аудиторию, снискали дирижеру большую популярность. Ю. Силантьев — неутомимый пропагандист советской музыки, всех ее жанров, от песни до крупных симфонических произведений, написанных композиторами специально для его оркестра.
Однако не всем слушателям известно, что Ю. Силантьев за последние годы проявляет себя и как интересный композитор. Им написаны оратория «Ленин» на стихи В. Маяковского, три рапсодии, концертный вальс и «Адыгейский зафак» для оркестра, циклы пьес для фортепиано, для виолончели и ряд других сочинений. Последняя по времени работа Ю. Силантьева, законченная в 1975 году, — Симфония для детского хора, солиста и симфонического оркестра на стихи современного кабардино-балкарского поэта Максима Геттуева (перевод Я. Серпина).
Симфония программна. Автор посвятил ее Ленинскому Комсомолу. Вдумываясь в это высокое, ко многому обязывающее посвящение, вслушиваясь в музыку, с радостью убеждаешься в том, что автор достойно решил поставленную задачу. Весь строй сочинения, его музыкально-поэтические образы передают дух и характер советской молодежи. В музыке как бы воссоздан портрет молодого человека наших дней живущего яркой, полнокровной жизнью; в ней свободно «прочитывается» наше время, полное великих дел и свершений.
Автор по праву назвал свое сочинение симфонией. В нем наличествуют все основополагающие признаки жанра: значительная идея, выявленная в широком, многоплановом тематическом развитии, масштабность формы и образов, связанных четким стилевым и драматургическим единством.
Интересна и во многом необычна в Симфонии функция детского хора. Ю. Силантьев использовал его не просто как яркую тембровую краску, но сделал одним из главных художественных компонентов произведения, носителем его ведущей поэтической идеи. Это довольно редкий пример в симфонической литературе (обычно композиторы вводят детский хор лишь в произведения кантатно-ораториального жанра).
В Симфонии четыре части. Каждой из них предпослан заголовок, раскрывающий основную идею того или иного раздела симфонического цикла.
Первая часть — «Тишина». Это своего рода пролог к тем главным «музыкальным событиям», которые развернутся в дальнейшем. Часть построена в форме повествовательного диалога хора и оркестра. В среднем эпизоде проступают элементы драматизма: душевный покой человека нарушен тревожными воспоминаниями о минувшей войне. В заключение хор снова повторяет тематический материал начала части:
«Все великое на планете
Начинается с тишины...»
Вторая часть — «Павка Корчагин». По форме это развернутое сонатное allegro, основанное на двух контрастных темах. Первая тема — энергичная, боевая песня-марш, запечатлевшая героические деяния комсомольцев 20-х— 30-х годов.
«Забыть не могу, как впервые,
Дыханье в груди затая,
Листая страницы живые,
С Корчагиным встретился я».
Вторая тема как бы вплотную приближает к нам образы войны, вражеского нашествия. В разработке развитие музыки восходит к мощной кульминации.
«В комбате, встающем в атаку,
Корчагина я узнавал».
Важные строки, важная мысль. Образ Павки Корчагина обретает символический смысл. Он незримо присутствует в нашей жизни, во всех деяниях комсомольцев — и в годы борьбы с фашизмом, и в мирное время, в котором также есть своя героика: стройки коммунизма, завоевание космоса, великие научные открытия... Завершается часть броской комсомольской песней, основанной на первой теме.
Третья часть — «В Трептов-парке». Как контраст драматическим образам предыдущей части, здесь на первый план выступает лирическое начало. В стихах запечатлен величественный монумент советскому солдату, установленный в Трептов-парке в Берлине. Спокойная, величавая музыка обретает эпические черты и постепенно перерастает в реквием. В заключение части вновь звучит прозрачный лирический напев.
Четвертая часть — «Люблю солнце». Она состоит из двух крупных разделов: фуги и финального апофеоза. Четырехголосная фуга захватывает стремительным движением, бурной динамикой музыкального развития. Особую праздничность придает музыке тема, звучащая у медных духовых инструментов на подвижном, «искрящемся» фоне струнных и деревянных духовых. Фуга переходит в своеобразный гимн солнцу, завершающийся легко и просветленно:
«Люблю солнце за то,
Что это солнце...
Люблю встающее навстречу солнце...»
* * *
Симфония записана в сентябре 1975 года Симфоническим оркестром и группой «Юность» Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением автора — Юрия Силантьева. Хотелось бы особо отметить великолепное исполнение юными певцами хоровой партии Симфонии, достаточно сложной и требующей немалого мастерства. Большой детский хор (художественный руководитель В. С. Попов) ныне является одним из лучших хоровых коллективов нашей страны, носит звание лауреата Международного конкурса, с успехом выступает на концертной эстраде.
А. МЕДВЕДЕВ
|