Год производства: 1986 Формат: полиэкранный документальный фильм в двух частях Режиссер-постановщик: Генрих Бреннер
Полиэкранное кино — метод демонстрации кинофильмов, обеспечивающий показ нескольких тематически связанных изображений на одном экране. Придумали его в Чехословакии в середине 1950-х годов. Сейчас подобным видеорядом никого не удивишь — комбинированные съёмки и компьютерный монтаж стали обыденным делом. А раньше, чтобы показать такое кино, проецировали на один экран изображения с разных проекторов одновременно. Позже было придумано, как кадры с разных плёнок объединить в одной.
В СССР для создания таких фильмов в 1969 году на киностудии «Мосфильм» была создана уникальная творческая мастерская, которую назвали «Совполикадр». В этой мастерской было воспитано целое поколение художников-постановщиков, операторов-технологов и других профессионалов в области комбинированной графики. Звук, кстати, у фильмов был шестиканальный.
«Фильмы-плакаты» — так назвали авторы свои картины. В основном у них были пропагандистские задачи. Но смотреть их было гораздо интересней обычных документальных фильмов. Этот киноавангард на пленке действовал на зрителя ошеломляюще. Многие фильмы были удостоены наград главных мировых кинофестивалей. Правда, самих фильмов было не много, несколько десятков. Ведь делались они практически вручную. Список этих фильмов и фрагменты из них, можно посмотреть на сайте «Впервые в кино».
Мы же сосредоточим своё внимание на фильме «Мир в движении», так как в нём звучат две песни композитора Владимира Комарова на стихи Юрия Энтина. И исполняет их под аккомпанемент Государственного симфонического оркестра кинематографии п/у дирижера Сергея Скрипки — Большой детский хор, а солирует — Дима Машнин. Трудно даже предположить, сколько всего человек посмотрели этот фильм после его выхода. Может тысяча, может две. Ведь его не крутили в кинотеатрах. Так что можно сказать, что у нас сегодня — массовая премьера. Премьера песен. Так как фильм мы вам показать не сможем.
Мы потратили почти год на то, чтобы разыскать сам фильм (и нашли первую его часть) и ещё примерно столько же провели в ожидании аппаратуры, на которой его можно было бы воспроизвести. Как выяснилось, оцифровать 70-миллиметровую широкоформатную киноплёнку «Совполикадра» невозможно — такой аппаратуры просто не существует. Оставался только метод пересъёма с экрана, но и нужного работающего проектора тоже не нашлось. Так что в видео вы сможете увидеть только изображения киноплёнки и представить себе, как бы это могло выглядеть на большом экране. Но зато услышите песни. И они замечательные!