БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ХОР
НОВОСТИИСТОРИИУЧАСТНИКИФОТОГРАФИИВИДЕОАРХИВАУДИОАРХИВОБЩЕНИЕ

 

ДЕТСТВО

Родилась Рита Суханкина 10 апреля 1964 года в Москве на улице Строителей в семье инженеров. Родители не могли себе позволить излишеств с зарплатой в 80 рублей и поэтому Анатолий Васильевич и Галина Ивановна не очень-то баловали своих детей. Рите приходилось донашивать за братом Павлом его одежду, да и все остальное она получала только лишь во вторую очередь. Так ее воспитывали, что в первую очередь должен получать старший брат потому, что он мальчик и ему надо вырасти большим и здоровым. Но несмотря ни на что, Рите больше нравилось бегать с изобретательными на хулиганства мальчишками по улице. Всегда у них что-то взрывалось, горело. Постоянно все было в движении: «казаки» догоняли по стрелкам из мела «разбойников», затем все вместе прыгали с крыши на крышу полуразрушенных металлических гаражей и не боялись упасть с высоты. Всем было интересно и весело.
— Ну, почему я не мальчиком родилась? — спрашивала дочь своих родителей, натягивая на себя очередные штанишки брата. Девчачьи игры она не любила. «Классики, прыгалки, дочки-матери. О-о! Нет, жаль, что я не мальчишка» — думала она и проходила мимо беседок и качелей туда, где вечно неугомонные пацаны носились по лужам, выстраивая в голове проекты будущих бесчисленных шалостей, от которых захватывало дух и, почему-то часто рвалась одежда. Этот детский праздник продолжался до тех пор, пока какой-нибудь уставший от повседневной работы родитель с балкона коммуналки не кричал:
— Колька, сейчас же иди домой, ты посмотри — на кого ж ты похож, чертенок ты этакий! — И как по команде все родители подавали голос на всю округу, тем самым, провозглашая финальный свисток сегодняшнему дню. В дни праздников малышей обычно просят что-нибудь исполнить и Рита, стоя на табуретке с большим белым бантом в светлом платьице всегда пела. Взрослым было смешно и необычно слушать пятилетнюю девочку с низким голосом, исполняющую детские песенки: «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик...», «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...». Родители не имели прямого отношения к искусству, и природа происхождения вокальных способностей их дочери остается для всех загадкой.
В жизни человека бывает очень важно, когда семена таланта еще в зародыше попадают на благодатную почву, когда профессиональные люди своевременно подставят плечо, возьмут за руку и поведут, передавая тебе бережно свое мастерство. А еще важнее, когда и сам карабкаешься наверх с изодранными в кровь руками, побеждая в себе разные мерзкие качества: лень, гордость, зависть... Рита считает, что ей очень повезло с учителями, что на ее творческом пути встречались прекрасные люди — сильные личности, профессионалы.
Первым таким человеком, обратившим внимание на необыкновенные вокальные способности девочки, оказался музыкальный работник детского сада — молоденькая женщина, которая просто настоятельно рекомендовала родителям отдать Риту в хор, что во Дворце пионеров на Ленинских горах:
— Ваша дочь имеет хорошие вокальные данные и громче всех поет, поэтому я вас очень прошу отдать ее в детский хор. Кто знает, может быть из нее, получится прекрасная певица.
В огромном шумном зале Дворца толпилось большое количество детей со своими родителями, и все они страстно желали поступить в какой-нибудь кружок самодеятельности. У стен за столиками заседала приемная комиссия, причем в каждый кружок были свои экзаменаторы. Родители Риты, не имея представления о музыкальных терминах, подвели своего ребенка к столику, где принимали в кружок хореографии. «Ну, если «хор», то, значит, поют здесь» — решили отец с матерью. Члены комиссии попросили Риту сразу встать в первую позицию в танце, что естественно привело к падению упитанной малышки.
— Да нам, собственно, в хор надо, — сконфуженно ретировались несведущие родители.
— А, тогда вам к столику, где рояль!
Возле рояля женщина-экзаменатор попросила:
— Спой нам девочка громко песенку, которую ты хорошо знаешь!? Недолго раздумывая, Рита сразу взяла реванш с лихвой за неудачный танец. Она так громко и красиво запела: «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла...», что у членов комиссии не оставалось никаких шансов отказать. В зале прекратили прием, и все в изумлении повернули головы в сторону рояля, из-за которого совсем не было видно маленькую певицу. В конце сольного номера все аплодировали от души.
Почти сразу на первых репетициях Риту стали пробовать как солистку. Так в четыре с половиной годика начался творческий путь в мир музыки будущей певицы.
Юное дарование с головой окунулось в художественную самодеятельность, и стала внимательно присматриваться к известным артистам, к их выступлениям. Иногда Рите хотелось стать взрослой, чтобы как Валентина Толкунова или Иосиф Кобзон петь на эстраде с микрофоном. И она, включая свою детскую фантазию, брала в руки деревянную ручку скакалки, подносила ее ко рту и пела, забираясь на большую кровать, как на сцену.
— Доченька, — кричала из кухни коммунальной квартиры мать, — что ты там кривляешься! — На что Рита просто отвечала:
— Мамуль, ну я же артистка!
Рите было не понятно, как складывается жизнь ее любимых кумиров, и она приставала к матери с расспросами:
— Мамуль, а на каком заводе работает Иосиф Кобзон? — Мама не понимала сначала сути детского вопроса и говорила, что он зарабатывает деньги тем, что поет для людей. Тогда Рита снова удивлялась:
— Для него же пение — удовольствие, как же за это можно деньги получать, ведь их дают за тяжелый труд, как нашему папе на заводе?
На что мать, рассмеявшись, отвечала:
— Вот это и есть такой специфический труд — петь на эстраде и получать за это деньги. Но такое дается далеко не всем, а только тем, у кого есть талант и хороший голос.
В детской головке мечтательно рисовались всевозможные уроки пения, непреодолимые экзамены на пути к эстрадным выступлениям.
Во Дворце пионеров маленькой солистке большого хора аккомпанировали на концертах пианисты высокого класса, и Рита заворожено наблюдала за их руками, которые неистово ударяли по клавишам, наполняя пространство зала то щемящими сердце жалобными мелодиями, то вдруг взрывались бурными, мажорными аккордами. После таких переживаний Рита упорно приставала к родителям с просьбой купить ей пианино: хочу научиться играть. Однако сначала отец нарисовал клавиатуру на картонке, и маленькая музыкантша часами просиживала за мнимым инструментом. Наконец ей надоела эта самодельная игрушка, и она снова перешла в атаку. Хочу пианино и никаких гвоздей! Рита редко просила что-то у родителей потому, что ее воспитывали в строгости. Она видела, как нелегко им достаются деньги, но здесь проявляла небывалую настойчивость. Родители наблюдали за первыми успехами дочки, видели, как загорались ее глазки на концертах и к просьбе Риты отнеслись со всей серьезностью и пониманием. «Уж лучше пусть занимается музыкой, чем целый день будет болтаться на улице неизвестно с кем» — рассудили они. Конечно, о покупке нового инструмента не могло быть и речи: скромная зарплата инженера едва покрывала месячный бюджет, приходилось от многого отказываться. Но по объявлению приобрели подержанное пианино отечественной фабрики «Заря» и Рита в семь лет поступает учиться в районную музыкальную школу №64 по классу фортепиано.
Во Дворце пионеров с особо одаренными детьми занимались дополнительно педагоги по вокалу. С Ритой работала пожилая женщина Ольга Ивановна, которая некогда обучала Тамару Синявскую и часто об этом напоминала своим ученикам:
— Вот, Риточка, если будешь хорошо заниматься, то обязательно поступишь в консерваторию, как моя бывшая ученица Томочка Синявская.
Когда Рита пела, Ольга Ивановна часто говорила ей: «Пьяно, пьяно!», — что означало в переводе с итальянского «тише». Но маленькая и скромная девочка стеснялась переспросить старого педагога, что означает это слово, и продолжала старательно вытягивать песню. Слово «пиано» у нее ассоциировалось с пьянством, но почему это относится к ней — не понятно. Только позже Рита узнала смысл этого слова. Но чаще, конечно же, Ольга Ивановна хвалила пятилетнюю девочку и пророчила ей большое будущее.
В начале 1975 года родители услышали объявление по радио, что началось прослушивание детей для набора в Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, и предложили дочери принять участие в этом конкурсе голосов, на что получили категорический отказ. Во-первых: она здесь уже привыкла и смена коллектива, где ее любят, очень сложно протекает в детском возрасте. Во-вторых: Рита — солистка хора и к ней прекрасное отношение со стороны преподавателей и главного дирижера Владимира Ильина, в которого она по-детски была влюблена. Но мама стала рассказывать ей о больших возможностях хора радио и телевидения, о всевозможных гастролях по родной стране и за рубежом.
— Доченька, если тебе не понравится, — хитрили родители, — ты сразу же вернешься обратно во Дворец пионеров! — Так и решили на семейном совете.

[вернуться в содержание] [читать дальше]

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ ЭТОТ САЙТ ЛУЧШЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ

Все представленные на сайте материалы являются плодом труда создателей сайта и/или сотрудничающих с ними лиц.
BDH.RU © «TAKAYA MUSIC»™, 2002–2024.
Адрес для писем: