БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ХОР
НОВОСТИИСТОРИИУЧАСТНИКИФОТОГРАФИИВИДЕОАРХИВАУДИОАРХИВОБЩЕНИЕ

 

ДЕТСКИЙ ХОР

Большой детский хор, куда родители привели на прослушивание Риту, был создан известным хормейстером Поповым В.С. при главной редакции радиовещания для юношества в мае 1970 года. Здесь обеспечивали программы радио детскими музыкальными записями. Он потому и назывался Большим, что в хоре постоянно занималось около полутысячи детей от 5 до 17 лет, составляя 4 группы: подготовительную, младшую, среднюю и старшую. С детьми занимались опытные хормейстеры такие, как Людмила Полякова, Ирина Кулешова, Татьяна Анофриева — сестра известного исполнителя песен из «Бременских музыкантов» и другие. Они бережно прививали детям красивую, правильную манеру пения.
На прослушивание Рита попала хормейстеру Людмиле Поляковой (Чулюкиной). После исполнения перед экзаменатором песни «За рекой, за Камышинкой...» Риту сразу взяли солисткой в старшую группу. К этому времени ей минуло двенадцать лет. И после первых же репетиций начались гастроли с хором. Сначала в Ленинград, потом была Чехословакия, Бельгия, Франция, Япония и другие города и страны. Первое время Рита была зажата, боялась сольно петь перед большой аудиторией детей, таких же, как и она. Но Попов, имея большой педагогический опыт, будучи по характеру резким человеком ткнул Риту в спину:
— Не сутулься! Встань ровно и пой!!! — И она быстро выпрямилась, очнулась и запела. Да так звонко, что изумленный Виктор Сергеевич сказал:
— Через неделю будь готова к записи этой песни на радио.
Рита на запись не пришла. Опять испугалась. Ее хотели выгнать за пропуск ответственного мероприятия. Однако Попов ограничился замечанием, отругав ее за пропуск:
— Если болеешь, надо предупреждать!
И Рита постепенно освоилась в новом коллективе, у нее появились друзья, и жизнь в хоре покатилась своим чередом. Пела она ярко с душой, очаровывая слушателей любой аудитории. Именно в эти годы проявился ее большой интерес к пению и отличные музыкальные данные. Рита записала с хором и как солистка огромное число произведений самых разных авторов, композиторов и народные песни в фонд радио. Она часто снималась в различных телевизионных программах.
Шли годы, девочка взрослела, постепенно превращаясь в девушку. Началась мутация. Увы, иногда голос у девушки пропадал, особенно летом, порой на целый месяц и тогда Рита шутила:
— Мой голос ушел в отпуск! Прошу не беспокоить!
Как-то хор гастролировал в Японии. За 45 дней они давали 40 концертов, иногда по два концерта в день. Это была большая нагрузка на детские голосовые связки. И, чтобы как-то отвлечь детей от работы, их выводили строем по два человека в супермаркет, универмаг в Токио, где они могли купить себе аппаратуру, одежду на заработанную от выступлений мелкую валюту. После закрытой и бедной России там детям все было в диковину. Они собирали в свою коллекцию все, чем можно было удивить своих сверстников дома: жвачки, красивые обертки, пакеты, а сувениры им дарили прямо в магазинах. В восьмидесятые годы отношения Японии к европейцам были еще хорошими.
В одном из таких огромных многоэтажных магазинов Рита потерялась: часы остановились, и она не вышла вовремя к месту сбора. Ее напарница Оксана из-за ссоры с подругой промолчала об ее отсутствии. Отомстила таким вот образом. Рите стало страшно одной в чужой стране. Обратной дороги она не знала, кругом японцы, которые английского языка не знают, тем более, русского. В каком отеле они остановились, она не помнит, так как они почти каждый день переезжают из одного города в другой. Но ей повезло, что директором магазина оказался европеец. На английском Рита пыталась объяснить, что остановились они в отеле, название которого она не знала, и вдруг ее осенило — Рита вспомнила, что утром за завтраком она долго крутила пакетик с сахаром, на котором было название отеля, которое начиналось со слова... И она произнесла:
— Нью... Вот!!! А дальше не помню!?
— Нью Отгони!? — добавил директор.
— Йес!!! — обрадовалась бедняжка. И добрый дядя отвел девочку в отель, где руководство хора уже забило тревогу.
Виктор Сергеевич Попов — импульсивный, целеустремленный художественный руководитель был, в зависимости от ситуации и строгим, и добрым. Долгие годы работы с большим количеством неугомонных воспитанников сделали его опытным наставником юных талантов. В Москве огромное множество вокалистов и музыкантов с гордостью считают себя выходцами из его детища — Детского хора. Рита с благодарностью вспоминает напряженный творческий труд в слаженном и заслуженном коллективе, напоминающем пчелиный улей в солнечный день. «Виктор Сергеевич, — вспоминает Рита, — для меня является вторым отцом, отцом в мире музыки». Он помог ей стать на ноги в вокальном искусстве, поверить в свои силы, силы голоса и таланта. Рита старалась перенимать лучшие традиции этого детского заведения, которые помогают ей в жизни и сегодня.
Под управлением Попова хор подготовил много программ, посвященных творчеству композиторов Пахмутовой, Чичкова, Шаинского, Лебедева, произведения классиков и народного творчества.
В мае 1980 года Большой детский хор принял участие в международном конкурсе хоров учащейся молодежи в Бельгии. 22 страны прислали на конкурс 125 творческих коллективов. Большой детский хор был признан лучшим, он заслужил высшую награду, и немалую роль в этом сыграла его молодая солистка. После Бельгии — ФРГ, где хор блестяще выступил в телевизионной программе «Звезды эстрады».
Когда хор гастролировал в Ленинграде, после сольного выступления к Рите на сцену поднялся пожилой мужчина, подарил ей вместо цветов игрушку — деревянного олененка и сказал:
— Поверь мне, девочка, я всю жизнь занимаюсь музыкой и знаю в этом толк. У тебя божий дар. Твой прекрасный голос — это твой большой тяжелый крест и ты должна будешь нести его всю свою жизнь. И боже тебя упаси его бросить. Бог тебя не простит.
Желая повысить уровень музыкального обучения, Рита поступает в 1979 году в Педагогическое училище №7, в котором гордостью училища был концертирующий хор под руководством дирижера-преподавателя Павлова Леонида Николаевича. Случилось так, что первый экзамен-прослушивание при поступлении Рита сдавала именно Павлову, которому очень понравилось ее исполнение песни. Последующие экзамены проходили как в сказке: по взмаху волшебной невидимой палочки ей ставили оценку «отлично», при этом она успевала произнести первые фразы, отвечая на вопрос билета. Спустя год Рита узнала от преподавателя, что Павлов поставил условие членам комиссии: если эта девочка не поступит, я уволюсь. Руководя хором в педучилище, который имел записи на радио и телевидении, он достиг здесь определенных высот, и мог смело выдвигать любой ультиматум. Так Рите пришлось принимать участие и в хоре Леонида Николаевича. Павлов всячески ревновал ее к Попову и это, не смотря на то, что они были товарищами, и оба выходцы из хорового училища им. Свешникова. К этому времени ей исполнилось четырнадцать лет. Рита окончила восьмилетку, и получение средне-специального образования своевременно входило в ее планы. Учеба в этом музыкальном заведении шла ровно, педагог по вокалу Шарапова Алла Савватиевна постоянно нахваливала Риту, а педагог по классу фортепиано жаловалась родителям, что пианисткой она не будет, слишком мало времени уделяет предмету. Родители за это дочку не ругали, они понимали, что у нее просто нет на все времени, но вообще наказывали своего иногда непослушного ребенка. Рита взрослела и может быть в силу характера (по гороскопу она Овен) с детства была упорной и настырной. Когда подруги приглашали ее на день рождения, мать, голосом, не терпящим возражения, повелевала ей: «Рита, чтобы к восьми вечера была дома!». Но на девичнике всегда было так интересно, что уходить домой раньше всех совсем не хотелось, а поэтому возвращалась позже указанного времени. Отчего ей сильно попадало от родителей, считающих ее все еще маленькой. Она обижалась, плакала, но на очередном дне рождения все повторялось. И чем больше ее наказывали, тем больше она делала все наперекор старшим. Однако это упорство и целеустремленность пригодились ей в будущей профессии. И вот, по истечении четырех лет, Рита заканчивает педучилище с дипломом «Учителя музыки и музыкального воспитателя». Здесь она изучала методику музыкального воспитания, хороведение, дирижирование, игру на музыкальных инструментах. И все это происходило параллельно с работой в Детском хоре, который продолжал колесить по странам и континентам с концертами. После ее возвращения из очередной поездки в музыкальном училище не оставалось ни одного человека, который не получал бы в подарок маленький сувенир или жвачку, что в те времена было для наших ребят в диковинку.
Дети везде остаются детьми со свойственным только им мировоззрением, и поэтому во время поездок по разным странам с ними происходили всякие забавные приключения.
Во время гастролей по Франции, один мальчик из хора при посещении парижского магазина украл с витрины детский пистолет и здесь же за прилавком начал заряжать его пистонами. За этим занятием его и застал выросший внезапно, как из-под земли, патруль и собирался сопроводить его в полицейский участок. Рита с подругой Еленой Серебряковой увидели это и буквально выкупили маленького, но близкого им, воришку, вытряхнув полицейским «на лапу» всю, содержащуюся в карманах наличность:
— Вот, все что у нас есть, только отпустите нашего Мишу. Он больше не будет так делать. Мы за него ручаемся, — объяснялись на английском языке со стражами порядка подружки, чуть не вставая перед ними на колени. Испуганный пленник потом долго благодарил своих спасительниц и умолял их никому не говорить об этом.
После возвращения с гастролей по Франции пришло письмо из Парижа на адрес радиостанции от одного из французских зрителей Пьера Балашова:
«Многоуважаемый господин Попов!
Буду Вам очень признателен, если Вы мне сообщите имя и фамилию блестящей молодой солистки (сопрано), которая так чудно спела под конец концерта грустную песню о Ямщике и Барине («О чем задумался, детина!»). Я редко слышал голос такой чистоты (как свежая ключевая вода) — и такую чуткость передачи. От души желаю этой выдающейся музыкантше (и всему Вашему молодому ансамблю) того успеха, который они заслуживают во всех отношениях. Искренно Ваш Пьер Балашов.
Р.S. Передайте мой сердечный привет этой талантливой молодой певице. И при случае покажите ей это письмо. Буду очень рад, если услышу через некоторое время, что она исполняет роль Татьяны в Евг. Онегине...».
Пьер Балашов оказался настоящим пророком, единственная неточность заключалась в том, что Рита стала не сопрано, а меццо-сопрано и исполняет ныне партию Ольги в опере «Евгений Онегин». Но, чтобы подняться на уровень оперной певицы Большого театра, Рите пришлось проделать трудный, но интересный путь. И одной из самых сложных ступеней, на которую пришлось карабкаться, принимая удары судьбы, оказалось поступление в Консерваторию...

[вернуться в содержание] [читать дальше]

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ ЭТОТ САЙТ ЛУЧШЕ И ИНТЕРЕСНЕЙ

Все представленные на сайте материалы являются плодом труда создателей сайта и/или сотрудничающих с ними лиц.
BDH.RU © «TAKAYA MUSIC»™, 2002–2024.
Адрес для писем: